Самый простой способ вырастить сады на стенах — оклеить комнату красивыми обоями с растительным рисунком. Огромный выбор коллекций ручной работы есть, к примеру, у компаний De Gournay и Zuber. Обои этих марок правильнее называть панелями. Многие из них производятся по технологии XVIII века: на основу из ткани клеятся встык картонки альбомного формата (в старину бумаги большого размера попросту не было) и затем расписываются вручную. Следовательно, и продаются они не рулонами, а панелями.


Холл, оформленный компанией De Gournay
Холл, оформленный компанией De Gournay


Пейзажи на стенах не только украшают комнату, но и расширяют её границы. Приём работает даже тогда, когда под роспись выделена всего одна стена, а изображение выполнено в условной манере. В отличие от сочной реалистичной живописи в интерьере Ренцо Монжардино, этот сад дан как бы намёком. Он кажется слегка выцветшим, обветшалым и пожелтевшим от времени. Десятки оттенков приглушённо-бежевого цвета с росписи переходят в землистые тона отделочных материалов и мебели. Удивительно гармоничный цельный образ.


Столовая в нью-йоркском доме, архитектор Джон Саладино, художник Жан-Чарльз Диччари
Столовая в нью-йоркском доме, архитектор Джон Саладино, художник Жан-Чарльз Диччари


Приятно ужинать на лесной поляне, пользуясь всеми благами цивилизации: мебелью, электричеством, мягким ковром... Эту фантастическую возможность получили хозяева дома, оформленного легендарным Ренцо Монжардино (1916–1998). Опоясывающая комнату роспись выполнена очень реалистично. Чтобы участники застолья, отправившись на прогулку, не ударились о стену лбом, ироничный декоратор развесил на их пути «предупреждающие знаки»: каминный портал, вазон и картины.


Середина XХ века, Нью-Йорк, проект Ренцо Монжардино
Середина XХ века, Нью-Йорк, проект Ренцо Монжардино


Когда известный декоратор Майкл Смит занимался редизайном двухуровневой квартиры на Манхэттене, он переделал многие вещи, но эти обои XVIII века решил сохранить. От такой красоты грех отказываться! Обратите внимание, проект Смита и проект декоратора Фрэнсис Элкинс ниже разделяют 75 лет. Но сколько у них общего! Те же китайские панели на стенах, то же оформление дверных проёмов! Вы, кстати, тоже можете сделать нечто подобное. В наши дни панели XVIII века иногда выставляются на аукционах. Они попадаются редко, зато продаются комплектами на целую комнату. Другой вариант — купить современные обои.


Столовая в нью-йоркской квартире семьи Ротшильд, декоратор Майкл Смит
Столовая в нью-йоркской квартире семьи Ротшильд, декоратор Майкл Смит


В начале прошлого века обои ручной росписи, изображающие стилизованные китайские пейзажи, в обязательном порядке использовал каждый декоратор. Характерный пример — эта столовая, оформленная сразу двумя легендами американского дизайна: декоратором Фрэнсисом Элкинсом (1888–1953) и архитектором Дэвидом Адлером (1882–1949).


1929 год, Иллинойс, декоратор Фрэнсис Элкинс, архитектор Дэвид Адлер
1929 год, Иллинойс, декоратор Фрэнсис Элкинс, архитектор Дэвид Адлер


Автор этого проекта решил пойти ещё дальше. Он изобразил не просто пейзаж, а пейзаж, увиденный с террасы или балкона. Для этого изображение дополнили архитектурными элементами: колоннами, арками и карнизами.


Спальня в частном доме, Испания
Спальня в частном доме, Испания


Идея выращивания садов на стенах подходит как для классических, так и для современных интерьеров. Декор этой гостиной не столь пышный, как в других примерах. Поэтому и пейзаж в ней более сдержанный — на белом фоне обоев (Cole & Son) изображены голые стволы деревьев — но от того не менее эффектный.


Гостиная в доме Энн Мондрап, Копенгаген
Гостиная в доме Энн Мондрап, Копенгаген